Выход в финал конкурса Intel ISEF

Мария Малютина и Екатерина Холодилова (ученицы Лаборатории нанотехнологий МБОУ г.Иркутска лицея №2) прошли в финал Intel International Science and Engineering Fair (Intel ISEF) — Всемирного смотра-конкурса научных и инженерных достижений школьников, который пройдет в США в мае 2013 года.

Право представить свои работы на престижном смотре ведущим ученым и лауреатам Нобелевской премии девушкам подарила победа в конкурсе «Ученые будущего» с проектом «Наноархеология структурных доменов», над которым они работают уже два года. Сначала надо было пройти заочный отбор и попасть на очный тур, где Маша и Катя стали первыми в секции «Химия и нанотехнологии», а потом по результатам еще полугодовой работы, они победили в суперфинале конкурса. Значение этой победы трудно переоценить, но можно пожелать девушкам успеха на конкурсе в США и успехов в дальнейшей работе в Иркутске.

Конкурс Intel® International Science and Engineering Fair® (Intel ISEF), проводится с 1950 года под патронажем некоммерческой организации Society for Science & the Public в США. Несколько миллионов учащихся принимают участие в предварительных конкурсах под эгидой Intel® ISEF, около 1500 учащихся более чем из 50 стран мира представляют свои проекты в финале конкурса в США. За время существования конкурса 20 его победителей стали, впоследствии, лауреатами Нобелевской премии. Школьники из Иркутска впервые вошли в состав российской команды, которая будет защищать честь нашей страны в США.

Поездка девочек на конкурс — одно из самых громких событий нашего лицея, и у кого, как ни у них, узнавать, все то, что так интересует многих школьников.

Как вам удалось стать участницами Intel ISEF?
Катя: «Это труд почти двух лет непрерывного изучения аморфных металлических лент. Защитить хорошо свой проект и победить в конкурсе «Ученые будущего», проходившем в октябре 2012 было мало. Необходимо было так же представить новые продвижения в работе. После заочного отбора мы были удостоены чести представлять нашу страну на этом международном конкурсе.»

Какие конкурсы вообще позволяют пройти на этот смотр, и в каких вы участвовали?
Маша: «Существует несколько конкурсов, с которых можно пройти на Intel ISEF: Балтийский научно-инженерный конкурс, Юниор, Ученые будущего, РОСТ, Авангард знаний и другие. Мы участвовали в первых трех, и на каждом занимали призовые места, вот прошли как победители с конкурса Ученые будущего.»

У вас совместная работа или у каждой своя часть, за которую она отвечает?
Катя: «Работа у нас совместная, но на некоторые конкурсы, её приходилось все-таки делить, и тогда каждая защищала отдельный блок. Эксперименты мы проводили и обсуждали вместе, и каждая разбирается полностью во всей работе, просто в какой-то области немного лучше, чем ее соавтор.»

А как Вы выбрали объект Вашего исследования, ведь их огромное множество?

Катя: «Конечно, существует огромное количество объектов и явлений, которые можно изучать. И каждая тема занимательна и интересна по-своему. И стоит выбирать именно то,что действительно интригует, и в чем хочется разобраться. Мы решили изучать ленты, потому что нас зацепило уже название предложенных материалов. Аморфные металлические ленты... Как это? Ведь металл - кристаллическое тело, по определению не может быть аморфным, то есть лишенных всякого порядка в своей структуре! А что лучше поможет визуализировать микро-рельеф поверхности как не сканирующий микроскоп, который есть в нашей лаборатории? Вот так и началось изучение порядка и беспорядка в лентах.»

А Вы собираетесь продолжить заниматься проектной детальностью после окончания школы?
Маша: «Я думаю, что без этого сложно уже будет конечно, хотелось бы и дальше продолжать исследования, возможно, заняться более сложными системами, но также не хотелось бы и бросать, не доделав, уже начатые проекты.»
Катя: «Я думаю да, это ведь такая возможность- получить уникальный опыт, не только овладев искусством представления работы и общения с научным жюри и другими докладчиками , но и возможность прикоснуться к настоящей науки, приоткрыть для себя завесу неизвестного и узнать много нового, что школьникам, обучающимся по стандартной программе, к сожалению, не дано.»

Репортаж делала: Просекина Алена, ученица Лаборатории нанотехнологий МБОУ г.Иркутска лицея № 2