Интервью с Меркульевым Михаилом Юрьевичем на Острове 10–21

Интервью с нашим новым экспертом Меркульевым Михаилом Юрьевичем о стенде-тренажере ИЭС и чем он полезен даже руководителям! Интервью очень необычное, позволяет взглянуть на наш образовательный продукт с другой стороны.

В двух словах об эксперте: два высших образования: Московский инженерно-физический институт (физика и применение сверхпроводимости) и Высшая школа экономики (экономическая теория). Основные интересы: познание окружающего мира и стратегическое управление, IT. Опыт работы в области эпитаксии плёнок ВТСП и сегнетоэлектриков, разработки оборудования для изготовления мишеней для лазерного термоядерного синтеза, внедрения систем управленческого учёта, стратегическом консультировании, руководящей работы энергетике и проектно-изыскательской деятельности. Работал в ТД «Union» начальником информационно-аналитического отдела, в АО «Иркутскэнерго» директором по организации и стандартизации управления, АО «Сибирский ЭНТЦ» (РАО ЕЭС) директор Иркутского филиала.

Анастасия: Михаил, почему вам, как эксперту, интересен наш стенд? Насколько игровая модель соответствует реальности, чему обучает?

Михаил: Этот стенд не совсем детский. Дело не в том, что насколько модель стенда близка к реальной энергетике, дело в том, как стенд моделирует поведение участников игры, выявляет ролевые паттерны поведения. Те паттерны, которые присутствуют в реальной работе. Может помочь людям увидеть друг друга в работе с разных позиций, понять друг друга, начать лучше взаимодействовать. Для кадрового резерва, да даже и для руководства, это свойство системы очень полезно. А что касается прогнозирования, работы с экономикой, написания скрипта, то да, это больше детская и студенческая истории. Упрощенная модель энергосистемы будущего.
Здорово, что на практике участники работают с такими понятиями, как прогнозирование потребления, поведение потребителей, особенности поведения, особенности подключения, потери электроэнергии. Для вводного курса в энергетику это более чем достаточно.

Анастасия: А что на ваш взгляд, является ключевым фактором для команды, которая побеждает в соревновании, набирает максимальный балл за управление энергосистемой?

Михаил: Мне кажется, что огромное значение имеет рефлексивная позиция — оценка того, что делаешь, аналитика собственных действий. Энергостенд — сложная мультиагентная система, результаты рефлексии не всегда однозначны. Основная ошибка — это непонимание цели. Например, фокусировка на чем-то одном: выиграть аукцион, получить больше объектов. Ну аукцион выиграли, но это ничего не значит. Задача то комплексная, и все подзадачи связаны с друг другом. Можно выиграть тактически, но абсолютно проиграть стратегически. Зависание в тактической позиции можно часто наблюдать у многих команд, но стратегически цель то не достигается. Я отношусь к этому сочувственно. Такое я вижу практически в каждой семье, в любых отношениях между с людьми, когда начинается счет кто больше/лучше/быстрее — доказывание своей правоты. Это сразу тактический выигрыш, стратегический проигрыш, выход из системы. Достаточно распространенный сценарий.

Анастасия: Какие ключевые компетенции, которые развиваются у участников в работе со стендом?

Михаил: Умение ставить гипотезы и проверять их. Фактически это предпринимательское мышление. Командная работа. Навыки командной работы, навыки кооперации в сообществе. Проигрывают потому, что просто не смогли договориться внутри команды, итог определяется коллективным поведением команды, не индивидуальным.

Ну и, конечно, технические компетенции, работа с реальными объектами, знакомство с работой физическим отделом, опыт исследования (ветряк не так поставишь), программирование и экономика.

Анастасия: Михаил, а чем на ваш взгляд, работа со стендом может быть полезна студентам старших курсов, молодым специалистам?

Михаил: Зависит от специализации. Будет полезна и HR энергокомпаниям (выявлять кандидатов, которые способны работать со сложными системами), руководителям, диспетчерам. Всем полезно поработать со сложной системой, поработать в команде и т. п.

Анастасия: Как вам сам формат Острова 10–21?

Михаил: Впечатления смешанные. Расстраивают нестыковки в расписании. Здорово, что у нас смешанные команды из взрослых, детей, студентов. Это большой опыт. Способ обучения здесь совершенно другой, новый, необычный и для меня и для участников. Мне непривычно не вмешиваться, относиться с пониманием, наблюдать со стороны, принимать выбор человека и давать ошибаться. Опыт интересный. Мне удалось встретиться с интересными людьми, с которыми можно вместе работать, развиваться. А из пожеланий еще хотелось бы больше нетворкинга.

Подробнее про стенд-тренажер по энергетике можно посмотреть здесь: http://polyus-nt.ru/powerstand.html