Четвертая всероссийская летняя школа-конференция «Проектное образовательное пространство в области естествознания и нанотехнологий»

Завершилась четвертая всероссийская летняя школа-конференция «Проектное образовательное пространство в области естествознания и нанотехнологий»
Школа-конференция традиционно проводилась на острове Ольхон озера Байкал и длилась семь полных дней с 11 по 18 июля 2015 года. География участников расширилась - в этом году участники собрались из разных уголков - Иркутска и Иркутской области, Забайкалья, Красноярска, Омска, Санкт-Петербурга, Москвы, Якутска и Усть-Каменогорска (Казахстан).

География участников отборочного тура конкурса проектных работ была значительно шире. В заочном этапе конкурса приняли участие 102 школьника из Иркутска и Иркутской области и 120 школьников со всех уголков России и Ближнего зарубежья. Победители и призеры из СФО получили финансовую поддержку от фонда образовательных программ Intel в России. Школьники Иркутской области прошли в основной тур по результатам открытой научно-практической конференции по естествознанию и нанотехнологиям «Удивительный мир» и получили финансовую поддержку от Центра развития дополнительного образования детей Иркутской области.
Конференция проводилась по правилам конкурсов Intel в России, и для защиты работ участники оформили их в виде постеров. Работы конкурса 2015 года разделились на две секции: научно-исследовательские проекты по естествознанию и технические проектные работы по микроэлектронике и программированию. В этом году на конкурсе работало два жюри: научное и учительское.

Научное жюри

Анкудинов Александр Валерьевич, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе РАН, доцент кафедры нанотехнологий и материаловедения Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), г.Санкт-Петербург

Матятина Анастасия Николаевна, ассистент кафедры общей физики НИЯУ МИФИ, техник, Университетский лицей №1511 Предуниверситария НИЯУ МИФИ, г. Москва

Лебедев Валентин Павлович, старший научный сотрудник Института солнечно-земной физики СО РАН

Сокольская Мария Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий в образовании КГПУ им В.П.Астафьева, г.Красноярск

Учительское жюри

Коржик Илья Андреевич, директор ГОБУ ДОД ВО «Областной центр технического творчества учащихся», г. Воронеж

Жукалин Дмитрий Алексеевич, методист ГОБУ ДОД ВО «Областной центр технического творчества учащихся», г. Воронеж

Петрушин Иван Сергеевич, кандидат физико-математических наук, ИГУ, г.Иркутск

Исаев Антон Алексеевич, инженер, Университетский лицей №1511 Предуниверситария НИЯУ МИФИ, г. Москва

И научное, и учительское жюри отметили высокий уровень работ в обеих секциях, некоторые участники получили дипломы обоих жюри.

Победители и призеры в секции «Естественные науки и нанотехнологии»

Научное жюри

  • 1 место – Розанов Иван Сергеевич (МБОУ г.Иркутска Лицей № 2, ЦИПШ ГБУ ДО ИО «Центр исследовательских проектов школьников») «Штормгласс, как метеорологический прибор»
  • 2 место –Карнакова Александра Владимировна (МБОУ г.Иркутска Лицей № 2, ЦИПШ ГБУ ДО ИО «Центр исследовательских проектов школьников») «Изучение структур Лизеганга»
  • 3 место – Берначук Анастасия Владимировна, Берначук Ольга Владимировна (МБОУ г.Иркутска Лицей № 2, ЦИПШ ГБУ ДО ИО «Центр исследовательских проектов школьников») Paramecium caudatum не выйдет сухой из воды

Учительское жюри

  • 1 место – Просекина Алена Михайловна (МБОУ г.Иркутска Лицей № 2, ЦИПШ ГБУ ДО ИО «Центр исследовательских проектов школьников») «Метаморфозы смешанных кристаллов сульфатов некоторых металлов»
  • 2 место –Колясникова Екатерина Ивановна (Москва, ГБОУ Школа №199) «Влияние магнитного поля и сверхвысокочастотного электромагнитного излучения на рост и развитие растений»
  • 3 место – Карнакова Александра Владимировна (МБОУ г.Иркутска Лицей № 2, ЦИПШ ГБУ ДО ИО «Центр исследовательских проектов школьников») «Изучение структур Лизеганга»

Победители и призеры в секции «Программирование и микроэлектроника»

Научное жюри

  • 1 место – Абдулов Александр Алексеевич (МБОУ г.Иркутска Лицей № 2, ЦИПШ ГБУ ДО ИО «Центр исследовательских проектов школьников») «Вспомогательная программа для исследования коллоидных растворов»
  • 2 место – Боровченко Эдуард Николаевич (НОУ «Лицей № 36 ОАО «РЖД», Иркутск) «Устройство терморегуляции помещений на базе технологии 1-Wire®»
  • 3 место – Вихляев Дмитрий Александрович (МБОУДОД ДДТ №5 г. Иркутска, МБОУ СОШ № 49 г. Иркутска) «Уточнение площади земельного участка (программа в помощь кадастровому инженеру)»

Учительское жюри

  • 1 место – Култышев Тимофей Николаевич, Тагильцев Даниил Анатольевич (Красноярский Край, Северо-Енисейский район, п. Тея, МБОУ ТСОШ №3) «Системы управления с обратной связью. Выбор оптимальной системы управления роботизированной платформой»
  • 2 место – Абдулов Александр Алексеевич (МБОУ г.Иркутска Лицей № 2, ЦИПШ ГБУ ДО ИО «Центр исследовательских проектов школьников») «Вспомогательная программа для исследования коллоидных растворов»
  • 3 место – Воловикова Зоя Александровна (МБОУ г. Иркутска СОШ №14) «Разработка программного и аппаратного обеспечения для управления объектами виртуальной реальности в проекте Google Cardboard»

Специальные премии

  • «За необъятность мыслей» – Просекина Алена Михайловна (МБОУ г.Иркутска Лицей № 2, ЦИПШ ГБУ ДО ИО «Центр исследовательских проектов школьников») «Метаморфозы смешанных кристаллов сульфатов некоторых металлов»
  • «За ресурсосбережение» – Крюкова Валерия Николаевна (Художественное училище им.Копылова, ЦИПШ ГБУ ДО ИО «Центр исследовательских проектов школьников») «Эффективность гидрогеля в качестве водосберегающей технологии»
  • «За полноту решения» – Дмитриева Анастасия Дмитриевна (МБОУ г.Иркутска СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №64) «Сливочное масло или маргарин?»
  • «За исследование алхимии» – Розанов Иван Сергеевич (МБОУ г.Иркутска Лицей № 2, ЦИПШ ГБУ ДО ИО «Центр исследовательских проектов школьников») «Штормгласс, как метеорологический прибор»
  • «За объекты и методы» – Шубенков Артем Алексеевич (г.Омск, БОУ «Гимназия №115») «Синтез и оптические исследования ультрадисперсий сульфидов кадмия и цинка»
  • «За далекие научные горизонты» – Берначук Анастасия Владимировна, Берначук Ольга Владимировна (МБОУ г.Иркутска Лицей № 2, ЦИПШ ГБУ ДО ИО «Центр исследовательских проектов школьников») Paramecium caudatum не выйдет сухой из воды
  • «За преодоление звуковых барьеров» – Фадеев Семен Владимирович, Корсакова Кристина Сергеевна (МБОУ г.Иркутска Лицей № 2, ЦИПШ ГБУ ДО ИО «Центр исследовательских проектов школьников») «Устройство автоматической фотосъемки по звуку заданной частоты»
  • «За гуманитарную математику» – Лобкина Анастасия Теймуразова (МБОУ г.Иркутска Лицей № 2, ЦИПШ ГБУ ДО ИО «Центр исследовательских проектов школьников») «Влияние специальной направленности текста на частоту встречаемости символов»
  • «За высокий потенциал» – Бексолтанов Данияр Нуржанович (Усть-Каменогорск, Назарбаев Интеллектуальная школа) Реализация системы FuzzyAdviser для современных химических производств
  • «За роботоспособность» – Култышев Тимофей Николаевич, Тагильцев Даниил Анатольевич (Красноярский Край, Северо-Енисейский район, п. Тея, МБОУ ТСОШ №3) «Системы управления с обратной связью. Выбор оптимальной системы управления роботизированной платформой»

Конкурс научно-исследовательских и технических проектных работ учащихся это, как известно, лишь часть школы-конференции. Значительная часть программы - разнообразные лекции, мастер-классы, круглые столы для взрослых и неофициальная часть конференции - игра «Универ на Ольхоне».
Лекции этого года были очень разные и позволили заглянуть школьникам в разные миры.
Все началось с погружения в мир нано, проводником в который стала Просекина Ирина Геннадьевна (кандидат физико-математических наук, преподаватель и научный руководитель лаборатории нанотехнологий Иркутского лицея № 2, методист Центра исследовательских проектов школьников ГБУ ДО ИО "Центра развития дополнительного образования детей") с лекцией «Магия нано». Ребята смогли наглядно промоделировать процессы образования кластеров и связей между атомами глубинных и поверхностных слоев, узнать об отличиях силовых взаимодействий на привычных макро- и микро- масштабах, а также много других необычных явлений микромира. А технологические приемы и способы увидеть, что же там происходит на молекулярном уровне, а точнее, про современное высокотехнологичное оборудование, предоставляющее возможности изучения и управления процессами микро мира, рассказал Быков Андрей Андреевич (сотрудник компании «НТ-МДТ») в лекции «История создания СЗМ и развитие СЗМ в России»
Роль проводника в следующие миры взял на себя Анкутдинов Александр Витальевич (кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе РАН, доцент кафедры нанотехнологий и материаловедения Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики) – в лекциях «Оптика» и «Нанооптика и наномеханика» он раскрыл некоторые тайны световых явлений, объяснил устройство обычного и конфокального микроскопов, познакомил с задачами наномеханики. Также Александр Витальевич прочитал короткую лекцию «Можно ли остановить Гольфстрим?», по завершению которой познакомил ребят с миром патентов. Ребята и взрослые участники школы (волонтеры, учителя, педагоги, научные сотрудники, предприниматели) попробовали себя в качестве патентодателей и кто-то впервые (кто-то уже нет) написали свои патенты изобретенных вновь ложек и вилок, но с необычным функционалом.
В мир околоземного пространства ребята заглянули благодаря Лебедеву Валентину Павловичу (старший научный сотрудник ИСЗФ СО РАН, г. Иркутск) во время лекции «Почему падают спутники Земли?». Вспомнив законы гравитации и законы Ньютона, движение по круговой орбите и немного математики, вместе с лектором школьники увлеклись реальными проблемами полета спутников и опасностью космического мусора. Две вечерние образовательные программы, а скорее даже ночные, провели сотрудники Иркутского планетария «Ноосфера» Никифоров Павел Геннадьевич и Скареднева Евгения Дмитриевна. Ребята смогли познакомиться с современными данными о прохождения Солнца через знаки Зодиака, наблюдать летние созвездия в ночном небе над Ольхоном , а также увидеть в телескоп Сатурн, ближайшие галактики и звезды.
Просекин Михаил Юрьевич (кандидат физико-математических наук, руководитель лаборатории нанотехнологий Иркутского лицея № 2, руководитель ЦИПШ ГБУ ДО ИО "Центра развития дополнительного образования детей") показал ребятам разницу между миром ученого и инженера в заключительной лекции «Чем отличается работа ученого от инженера» и предложил множество занимательных вопросов и тем.




Кроме традиционных лекций в этом году студентами Российских вузов - Козловым Даниилом Андреевичем (факультет науки о материалах МГУ) и Пироженко Александром Юрьевичем (фармацевтический факультет ИМГУ) были проведены демонстрационные занятия DemoScience - «Химия и физика цвета» и «Краски растительного мира», где ребята многое узнали о природе цвета и провели множество опытов по химии и биологии.


Далее лекции уступили место мастер-классам, которых в этом году было три:

Никита Александрович Зеленцов и Иван Федорович Лацимирский (педагоги дополнительного образования ЦИПШ ГБУ ДО ИО "Центра развития дополнительного образования детей") на мастер-классе по сканирующей зондовой микроскопии (СЗМ) познакомили ребят с принципами работы и устройством микроскопа Nanoeducator-I.
На мастер-классе «Оформление и подготовка постера к защите» Валентин Владимирович Широков (педагог дополнительного образования ЦИПШ ГБУ ДО ИО "Центра развития дополнительного образования детей") предложил участникам школы потренироваться в оформлении постера, рассказал про основы композиции и типографики. Ассистировал ему Пироженко Александр Юрьевич.
Для ребят, увлеченных техническим творчеством был проведен мастер-класса «Основы схемотехники и микроэлектроники» под руководством преподавателя Ржечицкого Александра Эдвардовича (ведущий инженер Иркутского национального исследовательского технического университета), которому ассистировал Быков Андрей Андреевич.



Описывая основные мероприятия школы важно не забыть про то, что связывает всех участников школы - как детей, так и взрослых – новое пространство общения – мир под названием «Универ на Ольхоне». При вступлении на остров проводится случайная разбивка всех юных участников школы на факультеты и бразды правления передаются школьникам (на семь дней они становятся преподавательским составом, а все взрослые участники конференции — абитуриентами и в дальнейшем студентами). Задача школьников создать университет, в котором может быть что угодно и как угодно, в котором они решают что самое важное в образовании и почему. В этом 2015 году факультетов было четыре: Факультет 1 – «Утопия красивой науки», Факультет 2 – «Нанопираты неньютоновского моря», Факультет 3- «Съехавшие с катушек... error 404 server is not found», Факультет 4 – «Научный отдел принца дисперсии». Названия выбраны и вот уже не просто школьники, а ординарные, экстраординарные профессора, адъюнкты, доценты и приват-доценты (звания Российского императорского университета) вступают сначала в борьбу за абитуриентов, а затем за звание лучшего факультета - соревнуясь в масштабном многозадачном кейс-турнире. В этом году он включал три кейса и очень сжатое время на их выполнение, что повышало требования к организации и слаженности действий внутри факультетов и активному привлечению к работе студентов факультетов. Итак, одним из кейсов был поиск и описание растений Ольхона, вторым подготовка мини-докладов по темам: «Предскажите как будут связанны структурные и функциональные свойства материалов через тридцать лет.», «Предположите способ детектирования (обнаружения) стеклянных объектов размером от сантиметра и больше на средних орбитах 400-700 км над Землей.», «Мотивированно предположите в каких областях через тридцать лет на смену ученым придут инженеры». Третий и самый захватывающий кейс - гонка на радиоуправляемых машинках, осложненная двумя условиями – пилот машины не мог видеть ее движения и сложностью ольхонских степей. Суммарно на подготовку был один день – все как в жизни – ограниченные ресурсы, нехватка времени и необходимость сделать качественно – со всем этим успешно справились все четыре факультета.


Завершилась школа традиционными выборами ректора «Ольхонского университета». Ректором 2015 года стала Крюкова Валерия, декан факультета «Утопия красивой науки». Ректор 2014 года Сосновский Александр сложил свои многочисленные обязанности и добровольно перешел в статус проректора.

Школа 2015 года, как и школы прошлых лет, была очень насыщенной и выдержать этот рабочий ритм помогало место, где проходила школа - остров Ольхон озера Байкал – уникальное по своей красоте и силе. Первое знакомство с ландшафтами острова началось с пешего похода на мыс Бурхан – визитную карточку острова. Затем продолжилось традиционной экскурсией на внедорожниках на мысы Три брата и мыс Хобой – самую северную точку острова – откуда открывается вид на открытый Байкал.

Участники школы-конференции в лице организаторов - сотрудников Лаборатории нанотехнологий МБОУ г.Иркутска лицея № 2 и Центра исследовательских проектов школьников ГБУ ДО ИО "Центра развития дополнительного образования детей" выражают благодарность за финансовую поддержку Фонду образовательных программ Intel в России, Центру развития дополнительного образования детей Иркутской области, Министерству образования Иркутской области. И конечно благодарят фонд Династия и компанию НТ-МДТ за предоставленные подарки и призы победителям конкурса проектных работ школьников.

Сайт конференции: nes-baikal.ru