«Байкальские чтения» для школьников

С 16 до 27 марта В Иркутском государственном университете проходят занятия экономико-математической школы с международным участием «Байкальские чтения». Приглашенные лекторы — ведущие специалисты Российской академии наук, НИУ «Высшая школа экономики», Московского физико-математического института, Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Центра социально-экономических исследований регионов RAMCOM, читают захватывающие лекции по актуальным вопросам математики и экономики.

23 марта в Лицее №2 Лабораторией нанотехнологий и Центром исследовательских проектов школьников были организованы единственные для школьников в Иркутске в рамках Экономико-математической школы-семинара «VIII Байкальских чтений». Лекции собрали школьников из разных школ и лицеев города.

День начался с лекции Андрея Михайловича Райгородского «Комбинаторика», в которой он рассказал о дистанционных графах (математических) в терминах понятных даже школьникам, показал решение олимпиадной математической задачи, связанной с хроматическим числом плоскости, и дал школьникам место для творчества, сообщив, что точное значение хроматического числа плоскости до сих пор не найдено.

Краткая справка: Андрей Михайлович Райгородский, д.ф.-м.н., профессор МГУ, заведующий кафедрой дискретной математики МФТИ. Руководитель отдела теоретических и прикладных исследований Яндекса. Главный редактор журнала Moscow Journal of Combinatorics and Number Theory. Лауреат Премии Президента РФ 2011 года.

Вторую лекцию "Модели выборов" провел Константин Сергеевич Сорокин, в которой рассказал про то, что такое выборы и голосование с математической точки зрения. Какие они бывают и чем одни отличаются от других. Завершилось констатацией факта о том, что идеальной системы выборов не бывает. И от голоса одного десятка или сотни людей бывает зависит дальнейшая жизнь всей страны.

Краткая справка: Константин Сергеевич Сорокин, к.ф.-м.н., доцент НИУ ВШЭ, специалист в области теории игр и ее приложений в экономике и политологии.

Завершился день лекцией Александра Владимировича Гасникова "Моделирование транспортных потоков", в которой он рассказал об этой проблеме и привел много интересных примеров. Например, о том, что если миллиону человек раздать десять миллионов рублей монетками по 1 рублю наугад, то распределение богатства будет экспоненциальным. Если заставить обезьянку долгожительницу печатать на клавиатуре, а потом посчитать какое слово как часто встречается (большинство из них конечно будет бессмысленным), то окажется что распределение частот слов будет показательным. И рассказал, что все это успешно применяется в моделировании транспортных потоков.

Краткая справка: Александр Владимирович Гасников, к.ф.-м.н., зам декана факультета управления и прикладной математики МФТИ, специалист в области методов оптимизации и случайных процессов.

Отзывы школьников

В понедельник 23 марта в связи с “Байкальскими чтениями”, которые проходили у нас в Иркутске, в нашем лицее тоже было проведено 3 лекции. Несмотря на то что были каникулы, пришло немало человек. Первую лекцию читал Андрей Михайлович Райгородский. Он рассказал об одной прекрасной задаче, которая была в одной из Московских олимпиад. Эта задача была “гробом” (так на олимпиадах называют задача, которые почти никому не удалось полностью решить), но Андрею Михайловичу удалось рассказать нам очень красивое решение. Рассказ дополняли сравнения множества вершин с сардельками и анекдот про собак в гробах. Вторую лекцию читал Константин Сергеевич Сорокин. Он рассказывал о проблемах современных выборов и так называемой теореме Эрроу. Эта лекция была понятна всем без использования замен типа Сардельки – множества, ведь Константин Сергеевич рассказывал о реальных проблемах устройства современного мира. К третьей лекции остались самые стойкие. Её читал Александр Владимирович Гасников. Она отличалась от предыдущих лекций обилием математических формул и законов. К сожалению, время было сильно ограничено, поэтому лектору приходилось говорить довольно быстро и он не успевал объяснять некоторые детали. Эта лекция была самой сложной из трех, Александр Владимирович рассказывал о законах при случайном распределении чего-либо. Например, что будет если мы будем случайным образом давать монетку одному из людей через каждый определенный отрезок времени. Эта лекция была не менее интересная, чем предыдущие, но не всем удалось уловить суть. Все три лекции оказались очень интересными и познавательными, все остались довольны. Каникулярное время не было потрачено впустую.

Ильговский Роман, 9 класс

На лекции по Комбинаторике я узнала о новой задаче, о методах её решения, о графах. Две другие лекции были не менее увлекательны и полезны, но они зацепили меня намного меньше. Спасибо за их проведение и просвещение старшеклассников Иркутска :)

Копылова Виктория, 11 класс