Олимпиада НТИ по профилю ИЭС и ТБС в 2020 году на площадке школы №709 г. Москвы

В школе №709 г. Москвы в начале марта 2020 года в рамках мероприятия «Инженерная неделя» прошло одновременно два финала по профилям «Интеллектуальные энергетические системы» (ИЭС) и «Технологии беспроводной связи» (ТБС).

Это традиционные направления олимпиады, которые знакомят с перспективами развития EnergyNet и SpaceNet, актуальными инженерными задачами, сквозными компетенциями в программировании и управлении сложными системами, макроэкономике и обработке данных.

Оба профиля включены в перечень Российского совета олимпиад школьников III и II уровней, и победа приносит победителям 100 баллов ЕГЭ по информатике или математике, а также льготы при поступлении в ведущие технические вузы страны.

Про профиль ИЭС

Уже второй год подряд олимпиада проходит в распределенном формате, когда по несколько команд-участников располагаются в трех разных городах, но при этом соревнуются одновременно на одинаковых стендах в общем информационном поле.

На площадке соревновались четыре команды: «Энергетики Твери», «Прогресс», «ъоъЕьЕыъ», «Wild East Energy».




У всех участников одна главная задача: в заданных погодных условиях и в режиме конкуренции между тринадцатью командами спроектировать управляемую сеть электроснабжения, используя альтернативные источники энергии, и при этом показать наилучший экономический результат.

Общий материал о проведении Олимпиады НТИ по профилю ИЭС читайте и смотрите в этой статье.

Про профиль ТБС

Технологии интеллектуальной энергетики сильно изменят наш мир в будущем, как уже сегодня это произошло благодаря активно развивающимся технологиям беспроводной связи. Профиль проводится с применением двух стендов образовательного комплекса «Беспроводные технологии связи» (БТС), разработанного компанией «ИнСитиЛаб» при поддержке Фонда содействия инновациям.


В этом году акценты профиля были сосредоточены вокруг двух вещей: это исследования принципов работы спутникового Интернета и высокоскоростных сетей мобильной связи. Для этих задач очень важно научиться работать с направленными антеннами и передачей сигнала, понять, как устроена диаграмма направленности антенны, что делать, если не все переданные пакеты дойдут в целости до получателя.

Командам профиля ТБС были предложены шесть задач разной сложности, начиная с простой, знакомящей с кодом Хемминга и оптомеханической визуализацией закодированного сигнала. Следующий уровень сложности был связан со слежением за подвижным источником сигнала (спутником) с учетом его направления и информации о траектории источника. Со спутника на радар нужно было передать данные, когда в ИК-канале связи присутствуют шумы и помехи, вносящие ошибки в сообщение. Для того чтобы исправить возникающие ошибки и восстановить сообщение, необходимо было на стороне спутника разработать программу, кодирующую его помехоустойчивым кодом, а на стороне радара запустить декодер. Причем требовалось разработать и реализовать алгоритм дешифровки данных на лету — в реальном времени.

Моделируемые на стендах БТС задачи имеют отношение к отраслям, предполагающим коммуникацию с автономными устройствами, доступ к которым затруднен или невозможен, например, при восстановлении работоспособности автономных космических или подводных аппаратов и при приеме сообщений со спутников, находящихся на границах Солнечной системы. Конечно, все это сложно, но современные школьники справляются. Как высказался один из участников финала: «Сколько же я не понимаю! Но когда появляются мелочи, в которых разбираешься, то и самооценка растет!»

Развитие образовательного пространства школы, модернизация образовательного процесса и последующая работа над проектами позволили создать условия для раннего знакомства с современными профессиональными направлениями, активизировали потребность базовых знаний в математике, информатике, физике, потребовали углубленной подготовки в рамках дополнительного образования. Образно можно сказать, что Олимпиада — это трамплин, и если ребята решаются на прыжок, то получают мощную мотивацию к своему образованию и целостные представления об актуальных инженерных и научных задачах, которые стоят перед человечеством сегодня, понимание важности командной работы в общем деле и путь, по которому хочется идти в будущее.

Разработчики профилей благодарят директора школы Владимира Дружинина и управленческую команду школы №709 за организацию работы площадки и поддержку работы профилей.